Прайс на геодезическое и GPS оборудование

TPO-GAL2

2м разборная веха (алюминий, диаметр 1.5”)

подробнее
 
Juno

PDA (цифровая камера, Bluetooth, WLAN) GPS приемник с антенной 12 каналов: L1 (только код...

подробнее

 

Проект районирования города Одессы (2002 г)

ИСТОРИКО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СПРАВКА

На территории современного города еще в античное время располагались поселения древнегреческих колоний, остатки которых найдены на Приморском бульваре, в районе Оперного театра, на Жеваховой горе.

Наиболее известный предшественник города - крепость Хаджибей  возникла в конце XV столетия в период Великого княжества Литовского. Однако еще в 1415 г. поселок упоминается как значительный порт для вывоза зерна. В 2-й половине XV ст. эти земли перешли к Крымскому ханству. В 1764 г. турками была сооружена крепость Ени-Дунья (Хаджибей), возле которой активно развивалось гражданское поселение. Крепость эта располагалась в районе северной части Приморского бульвара на месте где располагается дворец князя М. Воронцова.

Во время очередной  русско-турецкой военной кампании 14 сентября 1789 г. отрядом вице-адмирала Иосифа де-Рибаса (Дерибаса) с участием украинских казаков во главе с Антоном Головатым была взята крепость Хаджибей.

Удобное расположение бухты предопределило планы строительства гавани для гребной флотилии, которую возглавлял И. Дерибас, и поселка.

Инженером Ф. Деволаном в период 1792 и 1794 годов были составлены несколько планов города Хаджибея в виде сетки прямоугольных кварталов с обеих сторон от Карантинной балки. Последный план города  был утвержден 27 мая 1794 г. 22 августа 1794 года состоялось официальная закладка города и порта.

Планировочная структура Одессы признана одним из высочайших достижений отечественной градостроительной культуры периода классицизма. Она отличалась четким зонированием и взаимодействием основных элементов городского организма. Порт со всеми его сооружениями был размещен на низменной прибрежной полосе. Здесь находились группы зданий, которые обслуживали  военную, адмиралтейскую, карантинную и купеческую гавани.

Под прямым углом к ленточной портовой территории примыкала складская зона, расположенная в долине Карантинной балки. Жилая зона расположилась на возвышенном плато с большим территориальным резервом. Компактная по форме она намечалась весьма значительных размеров и почти вдвое превышала современную центральную часть.

Модулями плана были прямоугольные кварталы со сторонами 85-120 метров и улицы шириной 32 метра. В композиционном отношении жилая зона представляла собой две сетки кварталов, расположенных относительно одна от другой под углом 45 градусов.

Этот план начал осуществляться и фигурировал как документ несколько лет. В 1798 - 1799 гг. его корректировал инженер Г. Харламов, в 1802 - 1803 гг. - инженер Е. Ферстер. 27 июня 1803 г. план города был официально утвержден императором Александром I.

Но последний план города, который реализован и в его границах сохранился до настоящего времени был выполнен Е. Ферстером в 1811 году. По сравнению с планом Ф. Деволана последний план города предполагал значительное сокращение площади города, строительство оборонительной линии и укреплений. В последствии оборонительная линия запроектированная Е. Ферстером стала первой границей порто-франко. Вдоль внешней границы города (карантинного рва) сооружались оборонительные казармы для защиты от возможного нападения турок во время войны 1806 - 1812 гг.

Строительством города занималась с 1794 г. "Экспедиция сооружения гавани и города Гаджибея с купеческой пристанью" во главе с Ф. Деволаном, а с 1798 г. - "Комитет для восстановления одесской гавани" под руководством П. Харламова и арх. Фр. Фраполли. 27 января 1803 г. Александр I назначил градоначальником Одессы герцога Эммануила де-Ришелье.  В 1804 г. градоначальник Одессы Ришелье основал Строительный комитет, который решал все вопросы застройки города. В него входили инженеры Е. Ферстер, И. Круг, архитекторы Фр. и Дж. Фраполли, О. Дигби.

Официальный статус порто-франко город получил в августе 1819 году. Следует отметить, что подготовительные работы по созданию зоны порто-франко велись с апреля 1817 года. Идея создания порто-франко принадлежит Э. Ришелье, но практическая реализация этой идеи выпала на долю его приемника на посту градоначальника  графа Ланжерона.

Застройка города в первые 25 лет его существования отличалась суровыми формами ампира, который был распространен к тому времени во всей Европе.  Основным строительным материалом был камень известняк (ракушечник), который добывали в подземных галереях - катакомбах непосредственно под городскими кварталами.

Жилая  застройка  в те годы была преимущественно 1-этажной.  Особняки  с 3-7 окнами на фасадах отличались гармоничными пропорциями, масштабной размерностью. При их строительстве использовались "образцовые" проекты 1809 - 1812 гг. Двухэтажные дома тоже получали строгую осевую композицию. Об их виде дают представления лишь проектные материалы. Крупные помещики и негоцианты, которые переселялись в город в связи с хлебной торговлей, строили дворцы усадебного типа. Много их появилось на Садовой, Херсонской, Канатной, Софиевской и других улицах, а также на окраинах. В начале XIX ст. появились многоквартирные дома. Как свидетельствует застройка Красного переулка, это были 2-этажные здания с крохотными двориками, окруженными по периметру деревянными галереями. По своей объемно-пространственной структуре они наследовали традиции южных народов - греков, болгар, армян. В первые годы жизни Одессы строилось большое количество казарм для переселенцев. На месте Приморского бульвара Ф. Деволан разместил 2-этажные сооружения с внешними входами, линейным зальным и довольно скромным внешним видом. По линии бывшего карантинного рва по проекту Е. Ферстера, составленному в 1804 г., строились оборонительные казармы.

Проектом Одессы не предполагался общегородской центр. Поэтому первые административные сооружения строились в жилых кварталах в прибрежной зоне.

К проектированию важных общественных сооружений Ришелье привлек столичного зодчего Тома де Томона, который запроектировал кроме портовых складов больницу и городской театр. Театр был построен в 1808 году Фр. Фраполли, который внес в проект существенные изменения. Он находился на месте современного театра, но главным фасадом обращался восточнее - в сторону моря.

На углу улиц Почтовой и Екатерининской находилась почта. Ее проект составил в 1804 г. архитектор Ф. Вунш. Но строительство 2- этажного дома осуществил арх. Фр. Фраполли по собственному проекту.

Особое значение в портовом городе получили торговые комплексы. Главным рынком стала Александровская (Греческая) площадь, по периметру которой в 1804 - 1814 гг. арх. Фр. Фраполли соорудил 2- этажные торговые ряды с колоннами и галереями. Начала застраиваться и Новобазарная площадь по проектам Фр. Фраполли и О. Дигби. Александровская и Новобазарная площадь связывались широким Александровским проспектом. Вместе они формировали градостроительный ансамбль, предусмотренный планом города 1811 года. 

Активное экономическое развитие города требовало развития и социальных институтов. Первые учебные учреждения разместились в приспособленных зданиях. Так, 1804 г. для Благородного института выделили дома в квартале между улицами Дерибасовской и Ланжероновской. С превращением института в Ришельевский лицей в 1819 г. эти здания перестроил арх. Ф. Шаль. Но накануне, в 1817 г. архитектор О. Монферран, (автор Исаковского собора в Петербурге), разработал проект величественного ансамбля Ришельевского лицея с 2-этажным корпусом и портиком коринфского ордера. Этот проект не был реализован.

Еще одним уникальным явлением отличается Одесса в первые годы своего существования. Ее заселяли компактными  колониями разные этнические и национальные группы. Формировались отдельные группы кварталов - колонии по национальной принадлежности. И в связи с этим улицы города получали наименования Греческой, Итальянской, Арнаутскиой, Еврейской, Болгарской и пр. В Одессе говорили на итальянском, французском,  немецком, греческом, болгарском, сербском, украинском, польском, тюркском, армянском и русском языках.

К концу 20-тых годов ХIХ хлебоэкспортные операции сделали одесский порт первым в Европе. Учитывая возрастающий объем импортного оборота, Резко возросли инвестиции в застройку города.

Значение Одессы как важнейшего города на юге Русской империи, своеобразного "окна в Европу и Переднюю Азию", закреплялось и административным статусом. Оставаясь на положении градоначальства, она не только получила права уездного центра, а и столицы всего края. Именно здесь находилось управление Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, которым в 1823 году стал выдающийся государственный и военный деятель князь М. Воронцов.

Начали активно развиваться предместья города, что повлияло на развитие транспортных магистралей. За Молдаванкой возникли небольшие предместья - Ближние и Дальние Мельницы с регулярными планами. Между хутором Кривая Балка и Водной балкой появилась Слободка-Романовка. Вдоль побережья линейно развивалась Пересыпь. Ее стрежнем стала ул. Московская.

Предместье Молдаванка, возникшее еще до строительства города, практически срослось с центральной частью. Ее уличную сеть в 1826 г. привели в порядок и выделили разные в плане площади для торговых и культовых центров.

Заметно уплотнилась жилая застройка центральных кварталов, на площадях выросли общественные сооружения. Сложился пространственно развитый общегородской торговый центр, который представлял собою величественную анфиладу из трех рыночных площадей, объединенных Александровским проспектом.

С ростом политического значения Одессы возникла потребность в создании административного центра. В 1820 г. архитектором Ф.Шалем был разработан и утвержден проект прибрежной зоны между Карантинной и Военной балками. Согласно проекту устраивался широкий Приморский бульвар,  который органически объединялся с Биржевой (Думской), Театральной и Екатерининской площадями в пространственно целостную кольцевую систему.

В этот период соответственно социально-имущественному состоянию жителей строились особняки и дворцы, жилье с мастерскими и магазинами, многоквартирные дома и отели. Предместья в основном застраивались 1- и 2-этажными особняками в 3-5 оконных осей.

В 30-40-вы егоды Х1Х столетия возник некий градостроительный парадокс. Суть которого состояла в том, что административная граница города проходила по линии порто-франко (ул. Старопоротофранковская), но районы Молдаванки, Слободки, Ближних мельниц практически влились в функционально-простанственную структуру города и  составляли единое целое с его центральной частью.

Это обстоятельство способствовало тому, что линия порто-франко была перенесена и в городскую черту вошли не только районы Молдаванки, Слободки и Ближних мельниц, но и зона частных владений Малого и Среднего Фонтанов.

Эта граница нанесена впервые появилась на карте города 1855 года, однако установлена она была в 1843 году.

Расширение границ города способствовало бурному росту населения. По статистическим данным в 1861 году в г. Одессе проживало уже 100 тысяч человек.

Социально экономические реалии второй половины Х1Х века привели к отмене в 1959 году режима порто-франко в Одессе, но граница города по второй линии порто-франко просуществовала до начала ХХ века.

Говоря об архитектуре середины Х1Х века, следует отметить развитие дворцового строительства. В дворцовом строительстве была распространена усадебная композиция с парадным двором. В их архитектуре использовались не только ампирные, а и романские и готические формы. При плотной городской застройке главные корпуса дворцов часто выносились на линию застройки и парадные дворы оказывались в глубине, в окружении флигелей, напоминая тем самым итальянские палаццо (дома Шидловского и Маюрова на Приморском бульваре № 9 и 13, архитектор Ф. Боффо). В отличие от них фасады и планы дворца Абазы на ул. Пушкинской № 9 (Л.Оттон) выполнены в духе французского барокко, а со стороны двора устроена галерея.

Рядом с усадебной композицией и ее модификациями развивался прием свободного расположения зданий на участке. Ярким примером является дворец Воронцова на Приморском бульваре (Ф. Боффо) - одно из выдающихся произведений ампирной архитектуры. Его суровый главный корпус замыкает продольную ось бульвара, дугообразная в плане беседка эффектно поставлена над обрывом и сыграла определенную роль в морской панораме города. Такой же принцип применил Дж. Торичелли при проектировании дворец Толстых (Сабанеев мост,4).  Расположенный неподалеку на ул. Надеждинськой № 2 дворец Бржозовського (Ф. Гонсиоровский) выполнен в духе английской готики и напоминает средневековый замок.

Но преимущественно центральные кварталы застраивались многоквартирными домами. Занимая весь фронт линии квартала и стороны земельного участка, они образовывали внутренний двор. Поверхность двора покрывали твердыми сортами местного ракушечника и плитами заграничного вулканического камня. Здесь же выкапывали подземные резервуары - цистерны, куда из односкатных крыш собиралась дождевая и талая вода. Над цистернами устраивались мраморные ограждения и узорные металлические станины для подъема ведер. Проезд в двор, озелененный в основному белой акацией, находился часто по оси главного корпуса и оформлялся полуколоннами, пилястрами, нишами, перекрывался разнообразными сводами.

Своеобразные черты архитектуры Одессы наглядно проявились и в общественных сооружениях. В это время был создан величественный ансамбль Приморского бульвара с полукруглой площадью посредине. По ее оси был установлен памятник  герцогу Ришелье, а к морю спускалась Гигантская лестница, построенная в 1837 - 1841 гг. по проекту Ф. Боффо. Он же строил расположенные на площади дома Завадовского и здание присутственных мест (первоначальный проект фасада составил А. Мельников). Парадный фронт 2- и 3-этажных фасадов подчеркивали горизонтали террас с могущественными подпорными стенами, сооруженными по проекту Дж. Торичелли. Фланги бульвара уверенно фиксировались с одной стороны дворцом М. Воронцова, а с второй - купеческой биржей (Ф. Боффо).

На Театральной площади архитектор Дж. Торичелли построил торговые ряды Пале-рояля, здания Английского клуба и археологического музея, которые вместе со  зданиями биржи, городского театра и жилыми зданиями также образовывали своеобразный ансамбль.

Отмена крепостного права в 1861 г. и следующие реформы в Российской империи существенно отразились на дальнейшей судьбе города. После сооружения в 1865 г. железной дороги немало населенных пунктов страны оказались "привязанными" к Одессе  и порту. Торговый оборот порта быстро возрастал. Если в 1863 г. он составлял 38,25, то в 1891 г. - 216,68 млн. рублей серебром. Но развитие внутреннего рынка, хорошие транспортные связи и наличие дешевой рабочей силы привели к тому, что порт терял господствующее значение в экономике города. Значительно расширилось промышленное производство и в конце XIX века в Одессе уже работало свыше 400 предприятий.

В 1862 - 1865 гг. выстроили Одеско-Парканскую железную дорогу. Ее проложили по касательной относительно города. Проложенная между предместьями Ближними и Дальними Мельницами и вдоль Середнефонтанской дороги она доходила к центральной части города, где заканчивалась вокзалом. Ее связали с пристанями порта через район Дальних Мельниц и склоны Водяной балки. В 1867 - 1872 гг. проложили железнодорожные ветки по территории Пересыпи.

Строительство железной дороги оказало принципиальное  влияние на последующее развитие градостроительной структуры города.  Дуга железной дороги сформировала некий  территориальный мешок, в котором располагались основные городские районы: - центральное ядро, Молдаванка, Слободка, Пересыпь, Ближние мельницы.  Именно это градостроительное ограничение способствовало изменению качества градостроительной среды. В конце Х1Х и начале ХХ столетий  начался этап массовой реконструкции  жилых кварталов города.

Вследствие экономического роста быстро росла численность населения. Так в 1866 г. в городе проживало 120 тыс. человек, 1897 г. - 405 тыс., а в  1910 г. - 550 тыс. Социальный, имущественный и национальный состав жителей находил отображение в характере застройки, формировании весьма своеобразной структуры расселения.

В развитии плана г. Одессы  в этот период наблюдалось отсутствие четкой системы. Если в первой половине Х1Х века градостроительной основой был план города, ансамблевая застройка и системная деятельность строительного комитета, то во второй половине века никакие проекты перспективного развития города не разрабатывались.

Последняя в дореволюционной России инструментальная съемка г. Одессы была произведена в конце 1860-тых годов городским землемером Н.Крыловым.  Она легла в основу карт 1894, 1898,1902 годов. В эти годы новые градостроительные проекты по указанным материалам не разрабатывались, а картографический материал того времени свидетельствуют о стихийном формировании сети улиц и системы кварталов за пределами границ города, установленных последней линией порто-франко.

С увеличением оборота порта производственная зона расширялась в сторону Пересыпи, где в 90-е годы XIX ст. по проекту инженера Г. Лишина соорудили Нефтяную гавань. В результате ее создания, а также строительства Хлебной гавани город  оказался почти отрезанным от морской акватории.

В 1870-тые годы были выполнены основные работы по сооружению водопроводной станции возле Чумной горы и городской водопроводной сети. В конце XIX ст. одесский водопровод считался лучшим в Русской империи. В начале 1890-х годов построили сплавную канализацию - фекальные и сточные воды направлялись на Пересыпь, где устроили большую зону полей орошения. Для освещения центральных улиц ночью в 1866 г. устроили газовое освещение, а с начала XX ст. - электрическое.

В 1875 году началось строительство конно-железных трамвайных путей, рассчитанное на 8 лет. Общая протяженность трамвайных путей должна была составить 65 км. Трамвайные линии связывали между собой практически все районы  города, а также некоторые пригороды. В начале ХХ века уже электрический трамвай насчитывал 31 маршрут.

Как и предшествующий период градостроительного развития Одессы, который был характерен двумя тенденциями в архитектурном творчестве (ампир и романтизм), так и теперь в архитектуре четко прослеживаются два стилевых направления: - логическое продолжение тенденций, начатых ампиром, своеобразный апогей декоративизма (вторая половина XIX ст.) и - поиски нового стиля, которые воплотились в модерне (начало ХХ века).

Нарастание декоративизма в архитектуре Одессы, как и в других городах Европы, происходило постепенно. В 1860 - 1870-е годы основная часть сооружений строилась в формах ренессанса и раннего барокко, в следующие десятилетия усиливается живописность. При этом преимущественно варьировались образцы и мотивы, почерпнутые из архитектурного наследия Италии и Франции, Германии и Австрии, Голландии и других стран. Стилизации пластических форм московского зодчества XVI - XVII ст. проявлялись и в массовом строительстве и в строительстве культовых сооружений.

 В Одессе уже к 1900-му году возникло новое стилевое направление - модерн, который в начале XX ст. распространился в трех своих модификациях: ранней - декоративной, зрелой и поздней - рационалистической.

Деловой центр Одессы формировался в основном в районе Дерибасовской и близлежащих к ней улиц. В начале XX ст. в городе функционировало свыше 20 финансово-кредитных учреждений, для большинства из которых строились специальные здания. Они отличались функциональностью решений и впечатляющим внешним видом. Это Земской банк на ул. Садовой № 3 (В. Маас), Кредитное общество на ул. Гоголя № 12 (А. Люикс) и Пушкинской № 10 (А. Бернардацци),  банки Бессарабско-Таврийський на ул. Пастера № 25 и Объединенный на ул. Ришельевськой № 2 (С. Ландесман), Новая биржа на ул. Пушкинской № 17 (А. Бернардацци), банк Учетный на ул. Пушкинской № 12 и Земельный на ул. Маразлиевской № 34-ая (Ю. Дмитренко), Ломбард на ул. Польской № 12 (В. Прохаска), Русско-Азиатский банк на ул. Ришельевськой № 8 (С. Гальперсон) и т.п.

Торговые ряды и базарные площади с галереями заменили вместительные сооружения с просторными внутренними залами и комплексами. На углу улиц Дерибасовской и Преображенской выстроили Пассаж с линейным размещением магазинов вдоль освещенного стеклянным потолком коридора (Л. Влодек).

В приморской части города по дороге в Аркадию и Малый Фонтан создавались частные санатории и водолечебницы.  Началась реконструкция Французского бульвара как сезонного общественного центра города.

Истинным шедевром мировой архитектуры признан Городской театр, сооруженный в 1884 - 1887 гг. на месте старого сгоревшего театра. В конкурсе на лучший проект театра победили австрийские архитекторы Ф. Фельнер и Г. Гельмер.

Он по праву признан одним из лучших театров Европы.

Несмотря на то, что во второй половине Х1Х века осуществлялось активное строительство общественных зданий, ансамбль Приморского бульвара не утратил своего градостроительного значения и оставался наиболее выдающимся архитектурным ансамблем города. Реконструируемые и строящиеся в 1860-1870-тых годах дома на Екатерининской площади (жилые дома по пл.Екатерининской №№6,8), и на Ланжероновской улице (жилые дома по ул. Ланжероновской №№5,9,13) гармонично вписывались в силуэт застройки не разрушая ансамблевость градостроительного решения.

В связи с высокой стоимостью земли и стремлением к максимальной прибыли участки плотно застраивались многоэтажными корпусами, вследствие чего получались дворы-колодцы, а также резко изменялся силуэт квартала. Наступило время эклектики, смешения традиционных стилевых направлений, свойственных различным культурам и регионам.

В начале XX ст. Л. Влодек, М. Линецкий, Л. Чернигов, А. Минкус, Ф. Троупянский, В. Домбровский, В. Кундерт и прочие архитекторы построили немало зданий в формах модерна. Одесский модерн получил свое яркое воплощение в основном в жилых зданиях.

Советская власть в городе была установлена в 1920 году. В следующие предвоенные годы возникло несколько больших предприятий, изменилась структура одесской промышленности, где главные позиции заняла металлообрабатывающая область. Модернизировался порт, строились лечебно-курортные учреждения. В административном отношении Одесса стала центром большой губернии. Наметились изменения в образовании, науке и культуре. Огромные потери архитектурного наследия поражали и началось движение относительно его изучения и сохранения. Был создан губернский комитет охраны памятников старины и искусства. Важным событием стало учреждение архитектурного музея "Старая Одесса".

Послереволюционная градостроительная деятельность в Одессе началась в 1928г. Ф. Нестурх составил проект плана приморской зоны и в это же время М.Безчастнов и Я. Гольденберг выполнили схему генплана города, которая стала основой для будущих разработок. В 1930 - 1932 гг. специалисты одесского филиала "Гипрограда" во главе с П. Головченко выполнили перспективный проект Одессы.

Новый генеральный план был разработан в 1937 - 1939 гг. в городском управлении архитектуры под руководством Г. Готгельфа и был одобрен правительственной экспертизой.

В этом генеральном плане бережно отнеслись к градостроительному наследию. Развитие города предполагалось в южном направлении в районе Среднего Фонтана. Связь с историческим центром должна была решаться двумя магистралями, которые продолжали улицы Преображенскую и Пушкинскую.

Несмотря на положения генерального плана города, силуэт и панорамы довоенной Одессы значительно изменились. Это связано со сносом вертикальных доминант - колоколен, церквей.

Во время Второй мировой войны город не подвергался бомбардировкам, как другие города Европы. Практически сохранилась вся историческая застройка. Исключение составляют несколько десятков зданий в центральной части.

После войны была предпринята попытка реализовать проектные предложения генерального плана 1939 г. Но быстрые темпы восстановления не разрешили расширить улицы Канатную и Приморскую, продолжить Пушкинскую и прочее.

Началась работа над новым генеральным планом, которую закончили 1947 г. но он не был утвержден.

В 1950-тые годы началась активная реставрация исторического центра города. Главными объектами реставрации стали уникальный ансамбль Приморского бульвара, Одесский оперный театр, жилые дома.

Последний этап градостроительного развития Одессы в советской истории начался в конце 1950-х годов и продлился до 1990-тых.  С 1980 года в государственном  институте «Гипроград» (г.Киев) приступили к разработке нового генерального плана. Этим документом предусматривались мероприятия по защите исторического ареала. Была установлена его  граница и выполнен опорный план с размещением ценных исторических ансамблей и комплексов. Специалистами института «Укрпроектреставрация» была проведена инвентаризация ценных зданий. Было выделено ядро исторического ареала - аутентичный ансамбль Приморского бульвара, Думская, Театральная и Екатерининская площади.

Генеральный план Одессы был утвержден правительством Украины в 1989 г.  году. Этот документ обеспечил главную меру защиты исторического ареала - запретил преобразования существующей системы планировки ареала и снос исторических зданий.

Отличительной чертой этого генерального плана является то, им предусмотрено деление города на 4 планировочных района. Границы планировочного района, базирующегося в центральной части города во многом совпадают с границами города конца ХIХ века, установленными по последней линии порто-франко.

Литература:

Амфитеатров А. Младенчество и первая юность Одессы в рассказах итальянцев-современников // Русская старина. - 1914. - Окт. [вырезка - 9 с.]

Безчастнов М. Памятник французско-русских симпатий в Одессе // Зодчий. - 1902. - № 20 - 236 - 237.

Биографический очерк А. О. Бернардацци // Зодчий. - 1900. - № 8.

Богданович О. В. Юрий Мелетьевич Дмитренко. 1858 - 1918: Библиографический указатель литературы. - Одесса, 1996. - 45 с.

Богословський В. О. Франц Боффо і традиції європейського класицизму на Україні // Українське мистецтво у міжнародних звязках. - К.: Наукова думка, 1983. - С. 128 -130.

Вся Одесса: Адресная и справочная книга. На 1914 г. - Одесса, 1914. - 846 с., 424 с . табл.

Гельфанд А. Д. Докладная записка по поводу устройства в г. Одессе нового бульвара по направлению ныне существующих улиц Почтовой и Тираспольской. - Одесса, 1904.

Головин В. К., Шарапенко В. А., Тандарин В. И. Генеральный план г. Одессы в действии // Строительство и архитектура. - 1967. - № 5.

Гренберг К. О. Чертежи к описанию общественных работ в г. Одессе. - Одесса, 1882.

Грицай М. О., Онищенко М. Ю. Архітектура України за часів Російської дворянської імперії 70-і роки XVIII - перша половина XIX ст. ст. // Нариси історії архітектури Української РСР: Дожовтневий період. - К.: Держбудвидав УРСР, 1957. - С. 150 - 199.

Грицай Н. А., Игнаткин И. А. Архитектура последней трети XVIII - первой половины XIX вв. // Всеобщая история архитектуры. - М.: Стройиздат, 1968. - Т. 6. - С. 423 - 450.

Дерибас А. М. Старая Одесса: Ист. очерки и воспоминания. - Одесса, 1913. - 379 с., ил.

Дерибас Л. М. Из прошлого Одессы. - Одесса, 1894. - 405 с.

Деятельность Одесского городского общественного управления. 1908 - 1912. - Одесса, 1913.

Загоруйко В. По страницам истории Одессы и Одесщины. - Одесса: Обл. изд-во, 1957. - Вып. 1. - 155 с.

Зоря Ю. П. Основні риси генерального плану м. Одеси // Архітектура Радянської України. - 1940. - № 2.

Зуев В. И. Французский бульвар в Одессе. - Одесса, 1915.

Історія міст і сіл УРСР: Одеська область. - К.: Гол. ред. УРЕ, 1969. - 910 с.

Ітін С. А. Театр музичної комедії в Одесі // Архітектура Радянської України. - 1940. - № 8.

К вопросу о конкурсе на постройку театра в Одессе // Зодчий. - 1874. - № 7. - С. 90 - 91.

Конкурс на проект постройки здания биржи в Одессе. - Одесса, 1891.

Котков И. И., Ушаков А. Т. Архитектура Одессы: Путеводитель. - Одесса: Маяк, 1967. - 98 с.

Коханский В. С. Одесса за 100 лет (Одесса и ее окрестности): Ист. очерк и ил. путеводитель. - Одесса, 1894. - 735 с.

Крылов Н. Топографическое описание города Одессы. - Одесса, 1865.

Лазаренко В. І. Експедиція до Одеси // Вісник Акад. архітектури УРСР. - 1948. - № 4. - С. 37 - 39.

Маркевич А. И. Город Качибей или Гаджибей - предшественник Одессы. - Одесса, 1894. - 72 с.

Маркевич А. И. Документы, относящиеся к истории города Одессы // Записки Одесского общества истории и древностей (далі ЗООИД). - 1893. - Т. 14. - С. 55 - 116.

Маркевич А. И. Одесса 100 лет назад // ЗООИД. - 1898. - Т. 21, ч. 3. - С. 29 - 32.

Маркевич А. И. Развалины Гаджибеевской крепости в 1818 году // ЗООИД. - 1898. - № 54. - С. 378 -388.

Михайлова М. Б. Александр Дигби - зодчий классицизма на юге России // Архитектурное наследство. - 1980. - № 28. - С. 80 - 88.

Михайлова М. Б. Соборные площади новых городов юга России периода классицизма // Архитектурное наследство. - 1988. - № 36. - С. 187 - 202.

Михайлова М. Б. Судостроительные и портовые города // Русское градостроительное искусство: Петербург и другие новые русские города. - М.: Стройиздат, 1995. - С. 302 - 341.

Москвич Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Одессе. - Одесса, 1904. - 303 с., ил.

Мурзакевич Н. Н. Гаджибейский замок // ЗООИД. - 1867. - Т. 6. - С. 595 - 597.

Мурзакевич Н. Н. Одесская старина. - Одесса, 1869. - 86 с.

Надлер В. К. Одесса в первые эпохи ее существования. - Одесса, 1893. - 100 с.

Одеса: Архітектура. Памятники / Авт. тексту В. Тимофієнко. - 3-е вид. - К.: Мистецтво, 1990. - 191 с.

Одесса, ее окрестности и курорты: Иллюстрированный путеводитель Г. Н. Каранта. - Одесса, 1899. - 108, 120 с., ил.

Одесса: Очерк истории города-героя. - Одесса: Обл. изд-во, 1957. - 318 с.

Одесса. 1794 - 1894: К столетию города. - Одесса, 1895. - 836 с.

Орлов А. А. Исторический очерк Одессы с 1794 по 1803 год. - Одесса, 1885. - XVI, 144 с.

Ощепков Г. Д. Архитектор Томон. 1754 - 1813: Материалы к изучению творчества. - М.: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1950. - 168 с.

Прошлое и настоящее Одессы / Сост. А. Кирпичников и А. Маркевич. - Одесса, 1894.

Путеводитель по Одессе и ее окрестностям. - Одесса, 1907. - 288 с.

Рашковский К. У., Юхим Л. П.. Жизнь и творчество архитектора Ф. П. Нестурха // Строительство и архитектура. - 1982. - № 2. - С. 28 - 29.

Селинов В. И. Воронцовский дворец как культурно-исторический памятник г. Одессы. - Одесса, 1929. - 74 с., ил.

Селинов В. И. Что хранят в себе строительные архивы провинции // Краеведение. - 1927. - № 3. - С. 347 - 358.

Сенявер М. М. Архитектура Старой Одессы. - Л.: Изд-во Ленингр. обл. Союза художников, 1935. - 80 с., ил.

Скальковский А. А. Первое тридцатилетие истории города Одессы. 1793 - 1823. - Одесса, 1837. - 296 с.

Смольянинов К. История Одессы. - Одесса, 1853. - 284, XIV с.

Стара Одеса: Архітектура Причорноморя. - Одеса, 1927. - 56 с., 51 л. іл.

Тимонов В. Е. Очерк развития одесского порта. - СПб, 1886.

Тимофеенко В. И. Города Северного Причерноморья во второй половине XVIII века. - К.: Наукова думка, 1984. - 220 с.

Тимофеенко В. И. Одесса: Архитектурно-исторический очерк.- 2-е изд. - К.: Будівельник, 1984. - 160 с., 16 с. ил.

Аквариумы Одесса